Сонатина для флейты и фортепьяно Дариуса Мийо: Шедевр джазовой эры

Этот шедевр, которому недавно исполнилось 90 лет, был создан молодым французским композитором, на тот момент уже увлеченным импрессионизмом начала 20го века и очарованным звуками джазовой эры Гарлема.

Автор: Джон Солум

В 2013 году исполняется 90 лет со дня первого исполнения сонатины для флейты и фортепиано Дариуса Мийо, пожалуй, одного из самых прекрасных произведений для флейты и фортепиано, созданных в десятилетие джазовой эры 1920-х годов.

Мийо́ (1892 -1974) — французский композитор, автор множества музыкальных произведений, пианист, скрипач, дирижер и музыкальный педагог. Он написал Сонатину в 1922 году в возрасте тридцати лет. Мийо посвятил ее Луи Флери, который впервые исполнил ее с пианистом Жаном Винером на Концертах Жана Винера в Париже в 1923 году.

На момент написания Сонатины Мийо был одним из ключевых лиц авангарда, и его восьмиминутное произведение особенно выделялось инновационным использованием джазовых элементов в классическом формате.

Окружение Стравинским и Шёнбергом

Разнообразный музыкальный опыт Мийо за годы, предшествовавшие написанию Сонатины, подготовили его к созданию данного произведения. Мийо был близко знаком с операми Клода Дебюсси Пеллеас и Мелизанда (первое исполнение, 1902) и Игоря Петрушка Стравинского (1910-11) Весна священная (1911-13). Он дирижировал первым французским исполнением Лунного Пьеро Арнольда Шенберга, классическим камерным произведением 1912 года. Он играл на альте в первом (частном) исполнении Сонаты Дебюсси для флейты, альта и арфы в 1916 году и даже встретился с Дебюсси в то время (Дебюсси умер в 1918 году).

Около двух лет Мийо служил атташе в Бразилии во французском посольстве во второй половине Первой мировой войны. Во время пребывания в Бразилии он увлекся местной популярной музыкой, особенно ее ритмами.

В 1920 году он посетил Лондон, где впервые услышал джаз в живом исполнении джазового коллектива Билли Арнольда из Нью-Йорка, а в 1921 году отправился в Вену со своим близким другом Франсисом Пуленком, чтобы обменяться идеями с Шёнбергом, Веберном и Бергом.

К 1922 году Мийо стал настолько известен в других странах, что его пригласили в США для дирижирования Оркестром Филадельфии, как пианиста и дирижера Нью-Йоркского симфонического оркестра, а также в Бостон с флейтистом Джорджем Лораном и группой музыкантов из Бостонской Симфонии. Он читал лекции в Принстоне, Вассаре и Гарварде. В Нью-Йорке он часто посещал Гарлем, чтобы послушать джаз, который его гипнотизировал.

В своей автобиографии он пишет: «Я никогда не упускал возможности посетить Гарлем… Музыка, которую я там слышал, отличалась от всего, слышанного мной ранее, и стала открытием для меня… Ее влияние на меня было настолько велико, что я не мог оторваться… Я твердо решил использовать джаз для камерного произведения».

За Сонатиной

Мийо с легкостью впитывал новые музыкальные идеи и включил их дух в свою Сонатину. Мийо не писал джаз, и это не джазовое произведение. Это его личная классическая музыка, тщательно созданная, объединяющая множество музыкальных элементов. Ее можно проанализировать, как струнный квартет Гайдна, к примеру.

Важной особенностью Сонатины является новизна ее гармонического языка. Всю свою жизнь Мийо обожал Дебюсси и восхищался его музыкой, но сознательно пытался избежать использования отличительных гармоний Дебюсси. Он оставил это многим композиторам 20-го века, которые возвысились на пьедестале Дебюсси. В африканской музыке, которая исторически является важной составляющей джаза, не было знаков при ключе. Мийо использовал этот подход при написании Сонатины, в которой тоже нет знаков при ключе ни в одной из трех частей.

Первая часть, Tendre, на самом деле в Ля-бемоль мажор, хотя преимущественно она написана в отдельных случайных диезах. Третья часть, Clair, также в ля-бемоль мажор и написана преимущественно в бемоле.

Одной из джазовых особенностей Сонатины является использование акцентов на слабых или верхних ритмах. Обратите внимание на акценты на флейте в первой части, к примеру, в такте 54. Две другие части имеют множество подобных затактовых акцентов.

Milhauld

Блюзовые ноты

Фортепиано открывает первую часть Сонатины с «блюзовой ноты».

Этот термин, который еще не был придуман музыкальными историками на момент создания этого музыкального произведения, — понятие в африканском блюзе, означающее понижение высоты определенных нот относительно высоты тона западного диатонического трезвучия.

Блюзовая нота – третья или седьмая в трезвучии, пониженная примерно на полтона. В блюзе ее играют или поют скорее микротонально, нежели как точный полутон темперированной шкалы.

Для имитации блюзовой ноты в Сонетине Мийо использовал фортепьяно для устойчивого открытия слабой доли такта и одновременного звучания си-бемоль и си-диез. Это происходит на протяжении седьмого такта. Первая нота, которая играется на флейте — си-бемоль во втором такте – была бы блюзовой, если бы это был блюз. Но Сонатина — формальное классическое произведение, и флейтист не имеет указаний для изменения тона.

Milhaud

При слабой доле к 12 такту музыка переходит в тональность фа-диез мажор и продолжается в ней до конца 17 такта. В этот промежуток времени Мийо имитирует блюзовую ноту одновременной игрой на фортепиано ля и ля-диез. Ближе к концу части, в такте 82, фортепьяно возвращает ощущение блюзовой ноты, звуча в си-бемоль и си-диез одновременно.

В такте 83, флейта играет тему, начинающуюся с си-диез, а в такте 84 фортепьяно играет тему в си, отсылая нас к блюзу. Данные фразы перекрываются таким образом, что вторая начинается до завершения первой. Это называется стретто и является примером мастерского использования Мийо контрапункта на протяжении всей композиции.

Milhaud

 

Полиритмия

Вторая часть, Souple, начинается в стиле баркаролы, а 6/8 темы — с четкого ритма из двух ударов на такт. Milhaud

В 19 такте флейта начинает повторяющуюся нотную тему в 6/8, тогда как фортепиано играет заметно другой ритм, который на самом деле в 5/8. (Обратите внимание на фортепианные акценты во второй и пятой восьмой нот.)Milhaud

Когда два разных ритма играются одновременно, это называется полиритмия. Полиритмия – частое явление в Африканской музыке, и, возможно, Мийо слышал что-то подобное в бразильской народной музыке во время своей служебной командировки в Бразилии или в Гарлеме.

 

 

Мийо8

Milhaud (справа), Shostakovich (слева) и Jean Wiener дома у Milhaud

Мелодия флейты с повторяющимися нотами вполне могла быть заимствована из григорианской монодии, пения в унисон древней Христианской литургии, которая могла попасть в Бразилию из Португалии. Мы не знаем, намеренно ли Мийо использовал эти музыкальные идеи, или это случайность. Но это достаточное доказательство непревзойденного мастерства вплетения их в ткань произведения.

Milhaud

Вторая часть заканчивается вдохновленным джазом девятым аккордом в си-бемоль минор. Флейта играет низкий до, который является девятым аккордом и самой высокой нотой данного аккорда. Это важно знатьфлейтисту, так как помогает определить качество тона, который флейтист выбирает для низкого до. Если бы до был нижней нотой аккорда, он мог бы исполняться с немного более сосредоточенным тоном.

Добавление регтайма

Третья часть, Clair, вершина мастерства музыкальной композиции, ослепительным образом объединяет элементы джаза, блюза, регтайма, а также тему из первой части. Clair открывает простая темы флейты, начинающаяся с восьми и двух шестнадцатых сильной доли такта, которая становится ритмико-мелодическим элементом слабой доли в последней четверти третьего такта.

Milhaud

На протяжении всей части Мийо дразнит слушателя контрастом сильных и слабых долей этого мотива из трех нот.

Во втором такте, следующем столбце, сверху, фортепиано играет живую джазовую тему с понижающимся тоном, которая называется риф. Это короткая музыкальная фраза с абсолютно одинаковыми повторениями независимо от возможных изменений тональности на протяжении всей части. Этот риф появляется 14 раз за часть, четыре из них — на флейте и 10 — на фортепиано. Музыканты должны быть внимательны к каждому появлению рифа.

В 55 такте флейта вводит тему регтайм, которая также появляется на фортепьяно в тактах 61-62, 67-68, и 71-72, все сильнее с каждым разом. Это создает будоражащий эффект. Обратите внимание на синкопическое размещение акцентов. Milhaud

С 61 такта фортепьяно напоминает блюз одновременным звучанием в ля и си-бемоль, затем с 63 до 74 такта — си-бемоль и до, часто звучащих одновременно. В 65 такте флейта вновь играет тему из первой части.

В 76 такте Мийо легко переходит в тему из третьей части (начиная с четвертого ритма третьего такта), используя ее как немного сдержанный рефрен.

Последовательно объединяя эти две темы, Мийо создает тонкое единство произведения.

Milhaud

Milhaud

Таким образом, тема, представленная в такте 63 до самого конца части флейты, является «перерывом» с двумя ритмами в такт, тогда как фортепьяно играет словно «подгоняя ритм» четыре удара в такт. Создается ощущение, что флейта и фортепиано находятся в двух разных мирах. Таким образом, мы получаем два ритмических чувства, выраженных одновременно, – еще один пример полиритмии.

Заключительное положение, 82-83 такты, Sans ralentir («без замедления»), переводит музыкальную часть к заключению с тройным пианиссимо с трезвучием ля-бемоль мажор.

Посмотрите внимательно на этот заключительный аккорд (выше). Флейта играет ми-бемоль, которая является пятой в трезвучии ля-бемоль мажор, и это ее второе обращение. В учебной музыкальной композиции при удваивании ноты в аккорде основой для удвоения служит нижняя нота аккорда. Второй вариант – удваивание третьей ноты, и, разумеется, почти все стараются избегать удвоения пятой. 

Аплодисменты

Скорее всего, Мийо намеренно использовал флейту для удвоения пятой ноты, создавая таким образом необычное импровизированное окончание с джазовым элементом. Оно словно говорит, «Ну что, ребята, это конец».

Автор благодарит выдающегося композитора Джона С. Итона

за чтение данной рецензии и множество полезных идей.

Джон Солум дебютировал в качестве солиста Оркестра Филадельфии и выступал в качестве солиста и камерного музыканта в 37 странах. Его дискография насчитывает более 100 произведений для флейты и отражает его интерес как к современным и историческим флейтам. Для него было написано более 20 музыкальных произведений выдающимися композиторами. Аарон Копленд написал свой Дуэт для Флейты и Фортепиано в ответ на предложение Солума создать произведение в память покойного Уильяма Кинкейда, учителя флейты Солума.

Ответить