ОРЕЛЬ НИКОЛЕ: МАСТЕР СРЕДИ НАС
“Er ist ein STAR, er weiss es nur noch nicht!”
(Он ЗВЕЗДА, но еще не знает об этом!)
— Герарт Фон Вестермен, бывший менеджер Берлинского филармонического оркестра
“Il est poète et paysan, esthète et prolétaire”
(Он «поэт и крестьянин» — сознательный пролетарий, но ценитель искусства и идей.)
— Мишель Дебо, флейтист
Автор: Ева Эмслер
«Орель Николе — основополагающая фигура в игре на современной флейте и ее преподавании», — сказал бывший президент Национальной Ассоциации флейтистов Джонатан Кибле, когда позвонил мне с предложением встретиться и написать статью об Орель Николе, который недавно был удостоен премии Национальной Ассоциации флейтистов за Пожизненные достижения. Я была — и до сих пор — счастлива внести свой вклад в подготовку к этому важному событию и горжусь тем, что знаю Орель Николе как музыканта и учителя, наставника и друга.
Он несомненно является одним из самых влиятельных флейтистов нашего времени; он флейтист, философ и виртуозный музыкант.
Он обучал и вдохновил несколько поколений флейтистов во всем мире не только своим артистизмом, но и человечностью. И сейчас, когда я готовлюсь написать о своем учителе, я слушаю его исполнение Сюиты для виолончели соло Баха и, к моему удивлению, не перестаю улыбаться. Его игра также вдохновляет меня сейчас, как и когда я впервые услышала ее. Звучание и оттенки тона Николе волшебны, его воображение и музыкальность не поддаются описанию. Я приглашаю вас принять этот момент, чтобы узнать о его жизненном пути и музыкальных вдохновениях, изложенных здесь с моими мыслями и его комментариями, взятыми мной из различных статей, уроков, посещений и интервью, которое я брала у него. Я думаю, что вы тоже будете улыбаться.
Ниже — краткая биографическая хронология, которая позволит вам получить общее представление об этом человеке:
- 1926: Родился в городе Невшатель (франкоязычная часть Швейцарии)
- 1944: Окончил среднюю школу в Невшателе, обучался игре на флейте
у Андре Жоне и теории музыки у швейцарского композитора Вилли Буркхарда в Цюрихе, затем поехал в Париж, чтобы закончить обучение у Марселя Мойзе (флейта) и Ивонна Драпье (теория музыки)
- 1947: Окончил Национальную Консерваторию Парижа
со степенью Premier Prix du Conservatoire
- 1947-1948: Первый флейтист Оркестра Тонхалле в Цюрихе
- 1948: Первый приз на Международном конкурсе в Женеве
- 1948-1950: Первый флейтист в оркестре Winterthurer Stadtorchester
(Швейцария)
- 1950-1959: Первый флейтист Берлинского филармонического оркестра
- 1952-1965: Профессор флейты в Высшей школе музыки Берлина
- 1965-1981: Профессор флейты в Высшей школе музыки
Фрайбурга (Германия)
Музыкальная жизнь Николе также включает в себя активную камерную и сольную карьеру. Он любил сотрудничать и обмениваться идеями с другими музыкантами, в том числе с гобоистом Хайнцом Холлигером, пианистом Бруно Канино и клавесинистом Карлом Рихтером. Он заказывал музыку и исполнял премьеры многих музыкальных произведений на протяжении всей своей карьеры.
Николе выступал в качестве солиста с лучшими оркестрами мира, и его выступления записаны на огромном количестве альбомов и теле- и радиотрансляций, куда бы он ехал.
«Флейта – один из самых простых инструментов для начала обучения. Прекрасный инструмент для новичков. Так же было и в 18 веке — даже короли играли на флейте! Но позже, когда вы захотите играть по-настоящему хорошо и профессионально владеть инструментом, он станет таким же сложным, как и все остальные».
— Орель Николе
Орель Николе выбрал флейту как свой инструмент, потому что ему нравится ее звучание. Он считает флейту экспериментальным «инструментом звука» независимо от того, в каком стиле вы играете. Он больше, чем флейтист и больше, чем музыкант. Он стремится быть музыкантом со взглядом на горизонте и всегда интересуется тем, что будет дальше. Его стиль преподавания поощряет эксперименты, спонтанность и риск. Жизнь на краю, принятие сомнений и постоянный поиск ответов являются важнейшими составляющими его музыкальности и артистизма.
Когда во время интервью по поводу 80-летия Николе его спросили, какое значение музыка играет в его жизни, он очень удивился этому
вопросу. «Я никогда не задумывался об этом. Музыка и есть моя жизнь!»
Музыкальная жизнь
Этот ответ пробудил во мне любопытство касаемо первой части жизни Николе, и я узнала, что музыка была вплетена в почти каждый шаг его пути. Одно из первых детских воспоминаний Николе – о том, как его отец играет на фортепиано. Он часто слышал Préludesbefore Дебюсси перед сном. В то время, в 1930х годах, это было совершенно новая музыка. Николе говорит, что до сих пор чувствует почти тактильную радость, когда слышит и исполняет Дебюсси, вдохновляется чувством формы Дебюсси и его изобретательным новаторским духом.
Он также помнит свои музыкальные впечатления, когда ему было около 12 лет. Известный дирижер Герман Шерхен (позже один из важных пионеров авангарда) давал концерт в родном городе Николе Невшатель, Швейцария. Программа включала в себя Бранденбургский концерт № 3 Баха. «Когда я услышал это великолепное произведение впервые, оно произвело на меня неизгладимое впечатление», вспоминает Николе. «Сначала я слушал стоя, но мне пришлось сесть на пол во время концерта. Это было слишком. Я был ошеломлен. Просто революционное открытие. Фантастическое музыкальное произведение! Оно поразило меня, как молния coup de foudre!»
Николе считает, что сейчас невозможно представить себе такие впечатления. Тогда еще не было компакт-дисков или аудио записей – у него дома не было даже радио!
Cвоё музыкальное образование Николе начал в колледже в Цюрихе, где он обучался флейте у Андре Жоне и теории музыки у швейцарского композитора Вилли Буркхарда. Жоне был харизматичным французским флейтистом (первая флейта в оркестре Тонхалле) и талантливым педагогом (профессор Консерватории в Цюрихе).
Он был одним из первых исследователей музыки барокко, и Николе до сих пор дорожит временем, проведенным с этим легендарным учителем, недавно сказав о нем с глубоким уважением и благодарностью: «Моим учителем был Андре Жоне!»
Затем молодой флейтист обучался у Марселя Моис (флейта) и Ивонна Драпье (теория музыки) в Париже. «Здесь я обучался сольфеджио и многим основам. Нам всем нужно было играть с очень чистым тоном и исполнением».
Но, по мнению Николе, он не узнал истинный смысл музыки в Париже.
Он уверен, что этот процесс начался, когда он обучался у Андре Жоне в Цюрихе, продолжился — играя и обсуждая музыку со своим другом Пьером Булезом, а также за время, проведенное в Берлине с немецкими музыкантами. Первым, с кем он там познакомился, был Вильгельм Фуртвенглер, дирижер Берлинского Филармонического оркестра. Николе был очарован им и тот послужил причиной, по которой Николе отправился в Берлин.
«Он ничего не делал», восклицает Николе, «Но вы не представляете, какое невероятное звучание он извлекал из оркестра!» Николе словно верил, что Фуртвенглер обладал даром передавать свою интуицию оркестру без видимых усилий. Девять лет Николе играл у Фуртвенглера, а затем пять лет в оркестре под управлением Герберта фон Караяна. После своего первого концерта с Караяном он понял, что не останется надолго флейтистом в этом оркестре, учитывая склонность дирижера, по мнению Николе, к эгоцентризму.
«Он был по-своему отличным дирижером, но я не оценил его вкус. Его лучшим произведением была «Жизнь героя» Штрауса», говорит Николе, намекая на самозваного героя. «Это был образ для его собственной жизни!»
Интерпретации и идеи
В то же время Николе начал сольную карьеру и стал преподавать как профессор флейты в Высшей школе музыки Берлина. Он познакомился с еще одним важным немецким музыкантом: клависинистом и дирижером Карлом Рихтером. Николе высоко ценил возможность обучаться и обсуждать интерпретации музыки Баха со своим новым другом. К примеру, такие идеи, как необходимость в изучении текста арии перед принятием музыкальных решений о фразировке, динамике, артикуляции и т.д., использование репетиций для экспериментирования с темпами и жестами, принятия решений, сомнения в них, и то же самое на следующий день, так, чтобы к моменту выступления ты мог просто играть и позволить музыке течь.
Николе сожалеет, что этот вид глубокой работы исчезает сегодня в нашем быстром и занятом мире. После выхода на пенсию он начал исследовать и читать даже больше, чем раньше. Больше всего он любит читать и обсуждать таких философов как Декарт, Платон, Ницше, Хайдеггер и Карл Барт. «Вы ищете знание», говорит он, «но у вас уже есть интуиция!» Он говорит, что хотел бы, чтобы все ученики сегодня понимали, что быть музыкантом означает глубоко изучить музыкальное произведение. Он считает, что современные музыканты технически играют гораздо лучше, чем 50 лет назад, но кажется, что им не хватает терпения копать глубже, позволяя себе расти во время изучения шедевров.
Среди его друзей в Берлине – поэт и писатель Гюнтер Грасс и
композиторы Пьер Булез, Карл-Хайнц Штокхаузен, и Бруно
Мадерна. Во время своих путешествий по другим странам Николе завел еще много друзей, в том числе композиторы Тору Такемитсу в
Японии, Исанг Юн в Корее, Эдисон Денисов в России, Кристобальд
Альффтер в Испании, Дьёрдь Лигети в Румынии, Кшиштоф Мейер
Польша и швейцарские композиторы Клаус Хубер и Хайнц Холлигер.
Николе заказал и исполнил премьерные выступления многих их произведений, и он до сих пор является сторонником авангардной музыки. Тесное сотрудничество с композиторами стало для него вдохновляющим процессом и обменом идеями.
Мастер педагогики…
В 1981 году Николе вышел на пенсию со своей последней должности профессора флейты в Высшей школе музыки Фрайбурга (Германия), которую он получил в 1965 году. Он говорит, что смоделировал свой стиль преподавания на основе двух своих учителей — Жоне и Моиса.
Как его ученица, я хочу выделить следующие выдающиеся качества Николе: Он легко видит талант. Благодаря своей теплоте и великолепным личным качествам, он может успокоить и ободрить волнующегося студента. У него отличное чувство юмора. Он всегда честен в своей оценке и редко хвалит учеников во время обучения. Он требовательный – и это лучшее доказательство того, что он верит в музыкальный и флейтовый талант ученика! Он привил своим ученикам страсть к современной музыке и чувство поддержки композиторов, всегда заставляя их изучать современную музыку и соединяться через музыку с настоящим.
Он отличный рассказчик, всегда поднимает настроение рассказами о своих путешествиях в Восточной Европе и Азии. Он был первым флейтистом, который поехал в Россию после падения железного занавеса. Он выступал в Японии и Южной Америке. Ближе к концу своей карьеры он подарил свой кладезь музыки Китаю.
Николе помог нам увидеть за очевидным, рассказывая о своих путешествиях и книгах, которые он прочел, и всегда включая в преподавание углубленные методы и современные произведения.
«После игры Sequenza Лучано Берио, ваш Бах и Моцарт будут лучше», говорит он. Еще один его совет: «Читайте внимательно и будьте ритмичны!»
Обучение у главного педагога было и остается привилегией. Он прекрасный образец для подражания, авторитет и замечательный человек. Николе всегда готов поделиться своей мудростью и знаниями с учениками и привезти из своих поездок свежие подходы к обучению музыки. Он до сих пор помогает нам и дает советы спустя многие годы после того, что мы ушли из его студии.
Он также знает, когда отпустить учеников во внешний мир, чтобы они нашли свой собственный путь. Его цель — в том, чтобы научить студентов быть своими собственными учителями, чтобы они могли учиться у других музыкантов и коллег, других искусств и культур.
… И исполнитель
Каждый из концертов Орель Николе дарит новые впечатления. Он был очень энергичным. Когда я впервые услышала его игру вживую, он играл концерты Баха. Какое звучание, мастерство и страсть он привнес на сцену! В его исполнении Сонаты Дебюсси для флейты, альта и арфы, цветовая гамма, вместе с его шармом и великолепной музыкальностью перенесли меня другой мир. Его интерпретация концерта Моцарта была самой элегантной и легкой с великолепной выдающейся фразировкой.
Одно из его последних выступлений, Соната №1 cи минор Баха,
очень глубоко меня тронуло: каждая нота была музыкой, выражением чувств! Это исполнение было воплощением того, что сказал Николе, когда я спросила его, что он понимает под полноценным выступлением. «Когда я играю, мое тело сильно вовлечено», ответил он, «но также — моя душа, дух и разум».
Истинное мастерство в сочетании со знанием, отличная инструментальная техника с музыкальностью: Николе действительно способен выразить свой глубокий ум, знания и тепло через музыку, чтобы научить без слов и всегда служить музыке в первую очередь.
И независимо от того, насколько он знаменит, он остается таким же добрым и скромным человеком.
“Dass ich lebe ist nicht nothwendig, wohl aber dass ich
thätig bin—dabei habe ich mich immer wohl befunden”
(Важно не то, что я жив, а то, что я активно работаю – это всегда приносило мне удовольствие). — Фридрих Великий в своем письме Вольтеру
После 20 лет работы в качестве оркестрового флейтиста в Швейцарии и 20 лет преподавания флейты в консерватории в Фельдкирхе, Австрия, Ева Амслер является профессором флейты в государственном университете Флориды. Одна из первых в аутентичной интерпретации музыки барокко на современной флейте и сторонник новой музыки, Амслер преподает и выступает во многих странах. Среди ее учителей — Гюнтер Рюмпель, Орель Николе и Андре Жоне. Среди ее учеников — Карл-Хайнц Шютц, первый флейтист в Венском филармоническом оркестре